понедельник, 6 августа 2012 г.

веймерский классицизм в творчестве гете и шиллера






НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Энциклопедия Кругосвет

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

Поиск во всех разделах ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО - Экономика и право - Психология и педагогика - Социология - Философия - Религия - Народы и языки - Государство и политика - Военное дело - Археология - История - Лингвистика ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ - География - Геология - Страны мира ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА - Изобразительное искусство, скульптура, архитектура - Скульптура - Архитектура - Дизайн - Социология - Литература - Музыка - Театр и кино - Эстрада и Цирк - Балет НАУКА и ТЕХНИКА - Авиация и космонавтика - Астрономия - Биология - Военная техника - Математика - Технология и промышленность - Транспорт и связь - Физика - Химия - Энергетика и строительство ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ - Медицина - Спорт

Содержание статьи

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Новые веяния в литературе находили и более сдержанное выражение. Так, группа студентов Гёттингенского университета, взяв на вооружение патриотические идеи Клопштока, образовала в 1772 «Союз Рощи» («G ttinger Hain»), в который вошли, например, поэты-лирики Л.Г.К.Гёльти и И.Г.Фосс, снискавший впоследствии славу классическим переводом гомеровского эпоса. К ним близок и , автор баллад в народном стиле ( Ленора , 1774). Больших поэтических высот достиг глубоко религиозный М.Клаудиус (1740 1815). Стихи и статьи Клаудиуса, опубликованные в его журнале «Вандсбекский курьер» («Der Wandsbecker Bote», 1775 1783), согреты любовью к ближнему, написаны простым языком. В русле движения «Бури и натиска» вызрели произведения молодого Гёте и Шиллера. В 1796 Гёте и Шиллер выпустили том сатирических эпиграмм под заголовком Ксении ; баллады 1797 также явились плодом этой дружбы, равно как и возвращение Гёте к некоторым отложенным литературным замыслам, в частности к Фаусту и роману Годы учения Вильгельма Мейстера (1795 1796). Далее последовала гётевская поэма Герман и Доротея (1797), идиллическая картина провинциального быта. Шиллер тоже обратился к жанру, которым владел лучше всего, к драме, и именно тогда создал свои вершинные произведения, первым из которых стал Валленштейн (1798 1799). Творчество Гёте и Шиллера получило широчайший отклик во всей Европе и наряду с работами современных им философов и поэтов-романтиков оказало воздействие на умы последующих поколений. На рубеже 18 19 вв. литературным центром Германии по праву считался Веймар, давший название периоду позднего Просвещения «веймарский классицизм». Между тем набрал силу . Однако были в эту эпоху три писателя, стоявшие особняком, , автор пространных романов; поэт-пророк и , автор комедий и увлекательных пьес. Романтизм. Уже в 18 в. в Германии, Франции и Англии выявились тенденции, обещавшие грядущий «романтический переворот», который и состоялся в этих странах на рубеже веков. Зыбкость, текучесть составляла самую суть романтизма, проводившего идею недостижимой цели, вечно манящей поэта. Как и философские системы и , романтизм рассматривал материю как производное духа, считая, что творчество есть символический язык вечного, а полное постижение природы (научное и чувственное) раскрывает совокупную гармонию бытия. Для берлинца В.Г.Ваккенродера (1773 1798) и его друга подлинным открытием стал средневековый мир. Некоторые эссе Ваккенродера, собранные в его и Тика книге Сердечные излияния монаха, любителя искусств (1797), отражают этот эстетический опыт, подготавливая специфически романтическую концепцию искусства. Самым видным теоретиком романтизма был Шлегель, чьи эстетические и историко-философские работы о культуре Европы и Индии оказали огромное воздействие на литературную критику далеко за пределами Германии. Ф.Шлегель был идеологом журнала «Атеней» («Atheneum», 1798 1800). Вместе с ним в журнале сотрудничал его брат Август Вильгельм (1767 1845), тоже одаренный критик, который оказал влияние на концепции и способствовал распространению идей немецкого романтизма в Европе. Тик, на практике воплощавший литературные теории своих друзей, стал одним из известнейших авторов того времени. Из ранних романтиков самым одаренным был (наст. имя Ф.фон Харденберг), чей незаконченный роман Генрих фон Офтердинген заканчивается символической волшебной сказкой об освобождении материи через дух и утверждением мистического единства всего сущего. Теоретическая основа, заложенная ранними романтиками, обеспечила необычайную литературную продуктивность следующего поколения. В это время были написаны знаменитые лирические стихотворения, положенные на музыку Ф.Шубертом, Р.Шуманом, Г.Вольфом, и чарующие литературные сказки.

© 1997-2012 Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий